English
Кто умер, но не забыт, тот бессмертен. Похоронный дом «Память»

Похоронный дом «Память»




Круглосуточный телефон экстренной ритуальной помощи

Круглосуточный телефон
экстренной ритуальной
помощи

 

«Вы жертвою пали в борьбе роковой»

В 1920-м году в центре Царицына прошли «красные похороны».

Революционные настроения начала прошлого века принесли перемены в самые консервативные сферы российской жизни. Историк Н.С. Полищук в своём исследовании «Обычаи и нравы рабочих России (конец XIX - начало XX вв.)» говорит о новых ритуалах проводов в последний путь, сформировавшихся к осени 1905 года, - «красных похоронах».

Участники партийных кружков и комитетов стали хоронить своих товарищей, павших в борьбе с режимом, по новым традициям. Отличительными особенностями этих похорон, переходивших в демонстрации, были: преобладание в колористической гамме траурной процессии красного цвета; появление на флагах, лозунгов лентах венков надписей, подчеркивающих политический характер процессии и выражающих солидарность с погибшими; многократное исполнение траурного революционного гимна «Вы жертвою пали...». С кладбища все тоже расходились с пением революционных песен.

В Царицыне упоминание о первых «красных похоронах» датируется 1906 годом. Как свидетельствуют материалы волгоградского Центра документации и новейшей истории, особенно драматично закончилась первомайская демонстрация в Царицыне в 1906 году. В результате столкновений с полицейскими и казаками, которые открыли огонь, серьезно пострадали восемь человек. Четверо из них умерло. «Красные похороны» жертв стали поводом новых волнений в городе.

По новым, революционным, традициям в октябре 1907 года провождали в последний путь и  руководителя металлургического завода «Урал-Волга» Г. А. Вершинина, погибшего в тюрьме.

Вместе с «красными похоронами» среди российских рабочих широкое распространение получил и обычай коллективного поминовения жертв царизма. Как и похороны-демонстрации, «рабочие панихиды» бытовали в сочетании с церковным ритуалом и без него. «Рабочие панихиды» обычно совершались на производстве, вслед за устраивавшимися там по различным поводам молебнам, и крайне редко в храмах. По окончании панихиды по «царём невинно убиенным», в толпе рабочих нередко появлялось красное знамя, иногда кто-то произносил «соответствующую случаю речь» и в заключение все пели «Похоронный марш», даже если не было никаких речей. После него могли петь и другие революционные песни. Частый отказ священников служить панихиды по жертвам царизма в немалой степени способствовал широкому распространению гражданского ритуала коллективного поминовения, в 1905 - 1906 гг. завершавшего большинство собраний и митингов рабочих. Для него также обязательным было исполнение «Похоронного марша» (два - три раза подряд), которому всегда предшествовало предложение почтить память павших в борьбе за свободу. «Рабочие панихиды», на которых зачастую поминали не родных, не друзей и даже не знакомых, а безвестных соратников по общему делу, как и похороны-демонстрации, вскоре стали восприниматься как одна из форм проявления рабочей солидарности.

Тем временем церковные традиции похорон тоже продолжали жить. И наиболее яркое противопоставление старых и новых ритуалов наблюдалось в Царицыне в Гражданскую войну. Так, весной 1919 года Царицын был захвачен армией барона Врангеля, город перешёл под контроль белогвардейцев. И с 7 по 20 июля на Александровской площади рядом с собором в братской могиле проходит торжественное захоронение офицеров и гражданских лиц, погибших от рук большевиков. В похоронах принимал участие сам барон Врангель, с надгробным словом выступил отец Валентин Свенцицкий.

А затем белогвардейцы превратили центральную площадь Царицына и прилегающую к ней улицу Гоголя в место казни, установив виселицы. В течение шести месяцев врангелевцы проводили массовый террор, расстреляв и повесив без суда и следствия более 3500 горожан - красноармейцев, коммунистов, рабочих. 3 января 1920 года Советская власть в Царицыне была восстановлена. После освобождения Царицына следственная комиссия обнаружила в колодцах и подвалах 55 трупов. Губком партии, губисполком призвали рабочих отдать последнюю дань павшим товарищам. Рабочие добровольно, за одну ночь, вырыли братскую могилу в конце сквера на Александровской площади, в которой 8 февраля 1920 года состоялись похороны жертв белогвардейского террора. Хоронили в соответствии с новыми традициями, звучали революционные речи, венки были украшены красными лентами, развевались красные знамёна. Этот день был объявлен всеобщим траурным днем, стояли заводы, фабрики, мастерские.

Спустя три года, 3 мая 1923 года, на углу гостиницы «Столичные номера» (ныне гостиница «Волгоград») был установлен деревянный памятник. В 1925 году он был заменён каменным, высотой с двухэтажный дом, построенный по проекту художника Н.Н. Любимова. В 1935 году с реконструкцией площади Павших борцов обелиск переместили на то место, где он стоит и сейчас.

Ирина Любимова


 

© Похоронный дом «Память»

г. Волгоград. 2000-2013 гг.


Создание сайтов: Webleap
подробнее...